Флебография: как это начиналось
До ХХ века при лечении заболеваний вен врачи действовали на ощупь. И лишь потом появилась возможность рассмотреть работу сосудов. Флебография и сегодня остается востребованным инструментом диагностики, а иногда – золотым стандартом.

- ГТВВсе публикации автора
Гитун Татьяна Васильевна
врач-терапевт
Первые идеи о том, как можно было бы использовать для исследования кровеносных сосудов невидимые Х-лучи, открытые В. К. Рентгеном в 1895 году, возникли практически сразу же после опубликования первых его работ. Уже в 1896 году русский физиолог и невролог В. М. Бехтерев предположил:
Раз стало известно, что некоторые растворы не пропускают лучи Рентгена, то сосуды мозга могут быть заполнены ими и сфотографированы “in situ”1.
Но только в 1923 году немецкие ученые J. Berberich и S. Hirsch сделали первый прижизненный снимок сосудов (артерий и вен руки), полученный при помощи раствора бромида стронция. В том же году во Франции J. Forestier и J. Sicard публикуют свои работы по вазографии, но на этом этапе ученых интересовала скорее сама возможность сделать рентгеновские снимки кровеносной системы, чем их использование в клинической практике. В нашей стране одним из первопроходцев этого направления стал Самуил Аронович Рейнберг, выполнивший в 1924 году исследование варикозных узлов с введением в них 20%-го раствора бромида стронция2. А вот первый диагноз по данным флебографии был поставлен в Норвегии – в 1935 году J. Frimann-Dahl доказал по контрастному снимку наличие тромбоза.